четверг, 13 мая 2010 г.

Безосевые лепестки


Две бело-голубые розы.

Безосевые лепестки


Две бело-голубые розы на подставках.

Безосевые лепестки

Безосевые лепестки на бисерных розах. Вариант изготовления элементов цветка.
Много воды утекло с момента появления прекрасной книги Донателлы Чиотти «Бисер» (издательский дом «Ниола 21-й век», 2003 г.) За обилием ярких красок и буйством форм при близком рассмотрении можно заметить, что лепестки цветов итальянского мастера выполнены на одной оси. Большие просветы между дугами дают воздушность, легкость и некоторую художественную небрежность.
С той поры создана и опробована система, состоящая из двух, трех, четырех и более осей (не считая ножки). При плетении лепестков большого размера (до 10 см) были введены вспомогательные оси. Трудно систематизировать многочисленные варианты расположения осей, увеличение количества которых привело к более сложному по форме лепестку. Овал и круг, к которым тяготеет классическая французская техника, дополнились треугольными, ромбовидными, звездообразными и иными неправильными очертаниями лепестков. Плетение становилось плотнее, просветы между дугами уменьшались.
Параллельно с разработкой системы осей велся поиск приемов по маскировке осей на лепестке. Уменьшение диаметра осевой проволоки, чередование лицевых и изнаночных способов плетения, соответствие цвета осевой проволоки цвету бисера – вот приемы по скрытию осей на лепестке. Однако оси видны и это раздражает. Особенно это происходит тогда, когда на рынке невозможно приобрести проволоку нужного цвета – белую или розовую, например. Промышленность не поставляет такое же разнообразие цветной проволоки по сравнению с нитками. Приходится мириться с существованием осей, поскольку они являются основой, скелетом лепестка. В отличие от нас мудрая природа скрыла от взоров скелет человека. Было бы неприятно видеть на человеке выступающие кости.
Однажды зимним днем 2010 года пришла идея об отказе от осей. Размышления и поиск привели к нужному средству. Им оказался прозрачный акриловый глянцевый лак для художественных работ и декоративно-прикладного творчества «Сонет». Были проведены опыты по изготовлению безосевых лепестков. В качестве модели лепестка применялся обычный пластилин, смазанный вазелином. Бисер нанизывался на проволоку 0,3 мм и перемещался на тонкую нить соответствующего цвета. Известно, что бисер на нити имеет чрезвычайную подвижность. Укладка бисера на пластилиновую модель производилась от центра к периферии или наоборот. Можно начинать укладку бисера из впадины модели лепестка, возвышаясь к краю – лучший и простой вариант. Можно использовать выпуклую модель лепестка и укладывать бисер снизу вверх. Круги бисера укладываются как можно ближе друг к другу. Поправлять бисер можно пальцем или маленькой отверткой.
Неправильную форму лепестка можно получать укладкой отдельных бисеринок в любом количестве, в любом месте и в любой форме (образуя небольшие фигурки).
После укладки бисера (или во время укладки бисера) на модель и образования плоскости лепестка кисточкой наносится лак в разумных количествах от края к середине, заполняя все микропросветы между бисеринками. Лак выполняет роль клея.
Через несколько часов по мере высыхания лака бисерный лепесток снимается с модели со стороны будущей ножки. Затем лепесток осторожно протирается от вазелина и производится нанесение лака на другой стороне лепестка. Для придания дополнительных очертаний лепесток укладывается на горизонтальную поверхность и зажимается между тремя-четырьмя достаточно тяжелыми предметами. Лепестку придаются отвороты. Лак второго слоя застывает, новая форма лепестка остается.
В лак можно добавлять акриловую краску любого цвета или подкрашивать лепестки стойкими красками по стеклу.
Проволочная ножка изготавливается на готовом лепестке путем прокалывания лака между рядами бисера в нужном месте и смазывания скрученной проволоки лаком.
Отмечены достоинства и недостатки данного метода изготовления лепестков без осей:
Достоинства:
- отсутствие осей на лепестках,
-создание лепестков любых очертаний и размеров,
- отсутствие просветов между дугами бисера,
- модель заранее предопределяет размер и кривые поверхности лепестка,
- применение ниток в низках вместо цветной проволоки,
-отсутствие вращения бисеринок – неплохое качество для покраски бисера,
- после высыхания лака безосевой лепесток сохраняет форму.
Недостатки:
- повышенная трудоемкость,
- создание пластилиновых (или иных) моделей лепестков,
- повышенный расход лака.
Данный метод не претендует на отказ от осей при изготовлении цветов из бисера. Классическая техника плетения дугами будет существовать и радовать мастеров и зрителей. Изготовлены только две бело-голубые розы с безосевыми лепестками. Пока не ясно, что будет с лепестками через год-два. Не станет ли лак хрупким, не изменится ли его цвет. Это покажет время.
Александр Крамаренко
Март – май 2010 г.

Безосевой лепесток


На одной стороне лепестка три цвета, на другой стороне четыре.

пятница, 7 мая 2010 г.

Станок и роза


Станок и роза
Если кто-либо полагает, что Александр Крамаренко только тем и занят, что делает розы из бисера, то этот человек заблуждается. Уже более тридцати лет я работаю дрессировщиком тигров и львов. Мои звери – станки. Одна эта двадцатитонная машина по имени ДЕ 3136 забрала у меня сил больше, чем все бисерные розы вместе взятые. Несколько тысяч часов моей жизни было посвящено наладке и эксплуатации этого термопластавтомата. А их у меня 17.
Огромное количество станков погибло в России при смене формы собственности в 90-е годы двадцатого века. Наблюдалось печальное явление саморазрушения экономики.
Впервые эту машину я увидел на умирающем предприятии в жалком состоянии. Разобранный ржавый станок стоял в полуразрушенном ангаре. При моем появлении машина жалобно прошептала: «Спаси меня, Саша. Забери меня отсюда. Мне нужно детишек рожать».
И вот уже десять лет эта машина рожает детишек – пластмассовые детали. Гудят сильные электродвигатели и насосы, горят светодиоды, работает электроника и гидравлика. Машина служит России, человечеству и мне – зарплату дает и возможность делать розы. Посмотрите, на фоне станка роза кажется крошечной и едва заметной.
Странно получается. Ты делаешь сотни ремонтов, запускаешь в эксплуатацию десятки станков, тратишь тысячи часов на поиски таинственных неисправностей, но этого никто не видит и не ценит. Стоит же сделать хорошенькую розочку, как приходят хвалебные отзывы. Здесь можно задуматься - что же от тебя останется после исчезновения: работоспособные станки или розочки? Мне кажется, виртуально-загробную жизнь Крамаренко может продлить пара удачных фотографий бисерных роз, которые останутся на хранении в интернете достаточно долго. Остальное исчезнет во времени. Уильям Шекспир посвятил этой теме сонет. Где та красавица, которой посвящены стихи? Где сам поэт? За триста лет и косточек не осталось. «…Но светлый облик милый спасут быть может черные чернила».
Сонет 65
(Перевод Самуила Яковлевича Маршака)

Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придет им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя - беспомощный цветок?

Как сохранить дыханье розы алой,
Когда осада тяжкая времен
Незыблемые сокрушает скалы
И рушит бронзу статуй и колонн?

О горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..

Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, черные чернила!