пятница, 7 мая 2010 г.

Станок и роза


Станок и роза
Если кто-либо полагает, что Александр Крамаренко только тем и занят, что делает розы из бисера, то этот человек заблуждается. Уже более тридцати лет я работаю дрессировщиком тигров и львов. Мои звери – станки. Одна эта двадцатитонная машина по имени ДЕ 3136 забрала у меня сил больше, чем все бисерные розы вместе взятые. Несколько тысяч часов моей жизни было посвящено наладке и эксплуатации этого термопластавтомата. А их у меня 17.
Огромное количество станков погибло в России при смене формы собственности в 90-е годы двадцатого века. Наблюдалось печальное явление саморазрушения экономики.
Впервые эту машину я увидел на умирающем предприятии в жалком состоянии. Разобранный ржавый станок стоял в полуразрушенном ангаре. При моем появлении машина жалобно прошептала: «Спаси меня, Саша. Забери меня отсюда. Мне нужно детишек рожать».
И вот уже десять лет эта машина рожает детишек – пластмассовые детали. Гудят сильные электродвигатели и насосы, горят светодиоды, работает электроника и гидравлика. Машина служит России, человечеству и мне – зарплату дает и возможность делать розы. Посмотрите, на фоне станка роза кажется крошечной и едва заметной.
Странно получается. Ты делаешь сотни ремонтов, запускаешь в эксплуатацию десятки станков, тратишь тысячи часов на поиски таинственных неисправностей, но этого никто не видит и не ценит. Стоит же сделать хорошенькую розочку, как приходят хвалебные отзывы. Здесь можно задуматься - что же от тебя останется после исчезновения: работоспособные станки или розочки? Мне кажется, виртуально-загробную жизнь Крамаренко может продлить пара удачных фотографий бисерных роз, которые останутся на хранении в интернете достаточно долго. Остальное исчезнет во времени. Уильям Шекспир посвятил этой теме сонет. Где та красавица, которой посвящены стихи? Где сам поэт? За триста лет и косточек не осталось. «…Но светлый облик милый спасут быть может черные чернила».
Сонет 65
(Перевод Самуила Яковлевича Маршака)

Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придет им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя - беспомощный цветок?

Как сохранить дыханье розы алой,
Когда осада тяжкая времен
Незыблемые сокрушает скалы
И рушит бронзу статуй и колонн?

О горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..

Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, черные чернила!

1 комментарий:

  1. Наталья Николаевна9 ноября 2010 г. в 22:45

    Мы приходим и уходим, а красота (розы)остается...............

    ОтветитьУдалить